О преимуществах автомобилей работающих на газовом топливе говорить не нужно. Главное — это значительное отличие стоимости газа от стоимости традиционного топлива. Для работы мотора на газе используют два вида газового топлива. Это природный метан и пропан-бутановая смесь. Следует заметить, что установка метана требует наличия цилиндрического баллона высокого давления.
Для пропан-бутановой смеси используют как цилиндрические, так и тороидальные баллоны с невысокими требованиями к показателям давления. В обоих случаях к горловине баллона подсоединяется запорная арматура, выполняющая целый ряд функций. Это устройство называется мультиклапаном.
Функции мультиклапана
Мультиклапан очень важный элемент газового оборудования. Он отвечает за безопасность и выполняет следующие функции:
- Защита баллона от переполнения – при заполнении баллона до 80% клапан перекрывает подачу сжиженного газа. Заполнять баллон полностью нельзя, так как газ, при резком увеличении температуры сильно расширяется, что может привести к разрушению баллона;
- Ограничение скорости подачи газа – контроль подачи газа в мотор предотвращает его утечку, если происходит обрыв магистрали газопровода;
- Обеспечение безопасности в случае возгорания авто – при значительном нагреве баллона и соответственно повышении давления газа, мультиклапан обеспечивает сброс газа через аварийный клапан за пределы автомобиля, с помощью блока вентиляции;
- Контроль остатков газового топлива в баллоне.
Помимо этого, наличие обратного клапана и двух запорных вентилей позволяет не допускать выход газа из баллона после отсоединения заправочной струбцины и принудительно перекрывать заправочный и магистральный газопровод.
Виды мультиклапанов
Мультиклапаны различаются по классу исполнения:
- А класс — оснащен аварийным клапаном. С его помощью удаляются излишки давления в баллоне, что предотвращает его от разрушения при большом расширении газа. Оснащается вентиляционной коробкой и устанавливается на цилиндрические баллоны с емкостью свыше 50л. Маркируется надписью «Cil»;
- В класс – не обладает системой аварийного сброса давления. Маркируется надписью «Tor». Устанавливается на тороидальные баллоны емкостью до 50л.
В настоящее время мультиклапаны В класса, в виду их класса безопасности, практически не устанавливаются.
Эксплуатируя автомобиль на газе, следует помнить, что техобслуживание ГБО — это залог его исправной работы и личной безопасности. И проводить его нужно в специализированном сервисе.